Ребёнок и компьютер – вред или польза? Задав такой вопрос современным родителям, можешь сразу же получить положительный ответ, мол, конечно же польза! Родители аргументируют это тем, что игры способствуют воспитанию и развитию ребёнка. Но это далеко не так!
Давно выяснилось, что компьютерные игры развивают внимание и скорость реакции, но не более того. А для родителей и современного ребёнка важно не только развитие, но и воспитание. Что же получает ребёнок в этом направление от игр? Практически ничего.
В данном контексте речь пойдёт не о компьютере и его вреде – это не обсуждается, так как без него уже немыслима наша жизнь. Речь о злоупотреблении, что сейчас часто можно наблюдать в воспитании наших детей. При воспитании ребёнка важно, чтобы он умел создавать свои образы. Играя в те же игрушки, мог фантазировать, придумывать новые образы. Его собственные образы. Этому учат родители, этому учат в школе. Что же происходит когда ребёнок играет в виртуальные игры? Ведь там тоже образы. И их много. Разве это плохо? Да, это так, но…
Образы в виртуальных играх даются ребёнку готовые, то есть, навязанные извне. Не надо их придумывать, трудиться и создавать самому. К тому же, ими можно даже управлять, стоит только нажать на кнопочку. Создавая иллюзию «силы», «могущества» «властвования», игры приучают ребёнка не воплощать и творить, а всего лишь манипулировать. Дети учатся этому быстро, а это совсем ни то, что им может пригодиться в их жизни. Если взять совсем безобидные бытовые игры, например, «Дочки – матери», где детей учат готовить, ухаживать за ребёнком (куклой). То даже здесь игра не несёт ни педагогической, ни физической пользы. Почему? А потому что натирая, при помощи кнопки морковку, готовя обед, выпекая торт или убирая квартиру, ребёнок от этого не станет трудолюбивее. У него даже не будет развиваться та же моторика – это не заменит реальную жизнь, реальные действия на кухне, в квартире. Это не поможет понять ребёнку, что готовя обед, мама к тому же ещё ухаживает и заботится обо всей семье и ребёнок помогает ей в этом.
Сидя за компьютерной игрой, ребёнок учится нажимать на кнопки, но он при этом не совершает никаких поступков, у него нет «роли». А, как известно, ролевые игры для детей – это ступенька к тому что в будущем у него будет нормальное общение с окружающими его людьми.
Бесспорно, как бы мы, взрослые, не старались оградить ребёнка от видеоигр, сделать этого не удастся. А если, каким-то образом и удастся, то рано или поздно его просто не поймут другие окружающие его дети. Ребёнок может стать чужим в коллективе своих сверстников. А потому, речь идёт не о полном отказе или запрете, а о разумности. О том, в какие игры играет ребёнок? Если его привлекают только игры силовые, жестокие, то тут родители должны задуматься. Но, если он играет эпизодически и в игры развивающие, обучающие, то это надо приветствовать.
Следует знать и помнить, что дети в раннем возрасте любят подражать. Если они будут часто и много играть в жестокие игры, то это не приведёт ни к чему хорошему. Зачем уже с раненого детства будить в ребёнке «маленького зверя»? Что говорить, сейчас многие родители, чтобы обеспечить себе спокойствие и тишину, усаживают ребёнка за компьютер. Не стоит их за это винить и упрекать, но предупредить стоит. Усаживая ребёнка за компьютер, проследите во что он играет или что смотрит! Надо помнить, что если у ребёнка реальная жизнь не скучная, а насыщенная игрой, учёбой, друзьями, то он не будет уходить от неё в виртуальный мир.
Помочь ему смогут опять – таки родители, которые и должны обеспечить ему богатый реальный мир. Давно известно, что если ребёнок «глубоко» уходит в виртуальную жизнь, то это очень вредит его психическому здоровью. К сожалению, тому есть много примеров. Если вы такое замечаете в своём ребёнке, то это сигнал. В связи с этим, можно дать несколько советов родителям, дети которых увлекаются компьютерными играми с раннего возраста.
• Не стоит покупать родителям компьютерные игры в дошкольном возрасте.
• Игры должны соответствовать возрасту ребёнка и быть только развивающими.
• Ограничивайте время игр в соответствии с возрастом - дошкольник – 30 минут, школьник – 60 минут.
• Чаще играйте с ребёнком сами. Особенно хорошо, если вы будете вместе осваивать новую игру.
• У вас всегда должна быть альтернатива, то есть, что-то такое, что вы сможете предложить ребёнку вместо компьютерной игры – лепка, настольные игры, поход в лес, игра с детьми, поход в гости. Да что угодно, лишь бы это отвлекало, и было в радость ребёнку.
Ребёнка воспитывает абсолютно всё: родители, улица, игрушки, поведение, образ жизни, поступки. И если ваш ребёнок постоянно уходит от реальной жизни в виртуальную, нет смысла винить его, а тем более ругать. Ищите причину в своей семье и в себе!